Дошкольник как читатель.
( Психологическая характеристика)
Потребность
в чтении начинает формироваться задолго до школьных лет. В биографии будущего
читателя решающую роль играют детский сад, родительский дом.
Чтобы чтение
прочно вошло в духовную жизнь ребёнка, необходима предварительная эмоционально
– эстетическая подготовка: прежде, чем ребёнок прочитает самостоятельно первое
слово, он должен слышать ежедневно чтение взрослого.
Способность
сопереживать – одно из существенных условий полноценного восприятия искусства.
У ребёнка возникает своё отношение к тексту, которое помогает ему воспринимать
не только действия, но и мотивы действия героев, их взаимоотношения в различных
ситуациях. Сопереживания позволяет ребёнку дать моральную оценку различным
человеческим поступкам. Повышенная эмоциональность и непосредственность
восприятия литературного произведения, вживание в художественный образ связаны
с ещё недостаточным осознанием и подсознанием действительности. Но такое
восприятие плодотворно, ибо способствует обогащению жизненного опыта ребёнка.
Ведь на уровне обыденной реальности возможности расширения личного опыта
ограничены и во многом зависят от взрослых.
Повышенная
эмоциональность характеризует все стороны личности ребёнка. Эмоциональность
влияет на процесс воображения, которое в дошкольном возрасте в основном связано
сведущей деятельностью – игрой – и стимулирует его. Дошкольное детство –
наиболее “сензетивный” возраст для развития ребёнка.
Ребёнок
очень легко входит в воображаемые ситуации, предложенные ему в сказке или
произведении другого жанра. У него быстро возникает симпатии и антипатии по
отношению к “ хорошим “ или “ плохим” героям.
На отношение детей существенно влияет и такие
психологические особенности возраста, как впечатлительность, острота
восприятия, обусловленная их особым отношением к слову. Воспринимая слово, дети
отчётливо представляют его подлинное содержание; их поражают, удивляют слова, давно
ставшими обычными для взрослых. Всё это открывает воспитателю , родителю
широкие возможности для работы с дошкольниками.
Свои первые
книжки дошкольники постигают с помощью взрослого, и успех детских книг у них
зависит прежде всего от настроения взрослого во время чтения. Взрослому
необходимо “приблизиться” к уровню детского восприятия: радоваться и ликовать
вместе с героями, помочь детям услышать тот ритм, который заложен в стихе.
Нельзя читать детям скучно, монотонно, так можно загубить любое даже самое
талантливое произведение.
Поэтому для
руководителей чтением, работающим с дошкольниками, важна задача эмоционально –
эстетической насыщенности процесса руководства чтением. Необходимо приобщать
ребёнка к литературе познавательного характера. Воспитание и собственный опыт
дошкольника постепенно изгоняют “волшебство” из сферы обыденной жизни в сферу
сказки, игре, между которыми в сознании большинства детей 4 – 5 лет уже возникает определённая грань. Взрослый
приобщая дошкольника к познавательной литературе, содействует тому, чтобы у него постепенно ( к 6 годам)
сложился” естественно - научный” способ объяснения мира, когда он перестает
принимать жизнь и сознания каждому встретившемуся на его пути объекту.
На
протяжении дошкольного детства ребёнок проходит длительный путь в своём
развитии. В эти годы закладывается творческий потенциал личности, происходит
формирование характера, мышления, речи.
Специфика
читательского развития дошкольника
предполагает активное использование взрослым громких чтений; бесед о
прочитанном, элементом различных литературных игр. Например, маленькие дети
прекрасно чувствуют рифму, они её буквально ищут, им нравится что слова звучат
похоже, и часто радуются не столько смыслу, сколько созвучию.
Читая детям
новые стихи, можно пропускать последние слова в четверостишии , чтобы дети сами
догадались, что нужно произнести в слух. Такая игра доставит детям только
радость.
Литература
для детей выполняет одновременно множество сложных воспитательных задач,
приобщает к прекрасному, способствует развитию музыкальных данных, учит добру,
воспитывает культуру речи.
В
современной психологии и социологии чтения термин ” читатель” распространяется
и на ребёнка дошкольника, не умеющего
читать, он отражает общие особенности восприятия и понимания книги,
свойственные слушанию в той же мере, что и чтению.
Учёные, А.В.
Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.С. Славина и другие отмечают, что дошкольный
возраст - период активного становления
художественного восприятия ребёнка. В это время совершается переход от
первоначального восприятия к ступеням собственно эстетической
деятельности. Последняя, реализуется в
активном мысленном сопереживании ребёнка героям, в перенесении им на себя действий, чувств,
мыслей персонажей.
Психологи выделяют в эстетическом развитии дошкольника
два периода, имеющие резкие качественные различия и тесно связанные с развитием
личности ребёнка в целом. Границы этих периодов определил К.И. Чуковский.
Первый длится от” 2 до 5 лет”, когда малыш недостаточно отчётливо отделяет
жизнь от искусства. После пяти лет начинается второй период, когда искусство,
отделяется от всякой иной деятельности, прежде всего от игры и становится
самоценным.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ
ВОЗРАСТ.
После
четырёх лет у ребёнка наблюдаются некоторые изменения в понимании литературного
произведения. Это связано с расширением круга его конкретных представлений,
обогащением его жизненного опыта, знаний. Усложняется и читательский опыт
детей. Как свидетельствуют исследования
(А.В. Запорожец, Т.И. Титаренко, О.О. Хоменко и др.), дети начинают
чётче ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной
фантастики, возможность или невозможность переноса в сказке функций одного
предмета на другой. На этом, рано
появляющиеся у ребёнка, умении разграничивать в литературных произведениях
реальное и фантастическое , возникает возможность постепенно формировать первые
представления о некоторых особенностях
жанра ( сказка, рассказ , небылица и др.). На данном возрастном этапе,
воображение интенсивно развивается; оно становится более самостоятельным. Для
понимания ребёнку уже не требуется
иллюстрация к каждому повороту сюжета. Вместе с тем совершенствующееся
воображение ни в коей мере не отменяет, не отрицает иллюстрации. Оно помогает
проникновению в авторский замысел, формирует правильное видение героев и
событий, эмоциональное отношение к ним, воспитывает эстетические чувства. На
пятом году жизни дети осмысленно воспринимают художественные произведения,
легко устанавливают простые причинные связи в сюжете, способны при
необходимости вычленять из цепи событий отдельные факты. Характеризуя героев,
дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при
этом на представления о нормах поведения и свой личный опыт. Вместе с тем, при
восприятии литературных произведений ребенок не ставить перед собой задачу
оценить героя, события. Отношения детей к литературным фактам имеет действенное
жизненное значение. Ребенок 4-5 лет прежде всего активный соучастник
изображаемых событий, он переживает их вместе с героями.
Исследователи
А.В. Запорожец, А.М. Мушина, Н.Х. Швачкин, С.Я .Маршак, К.И. Чуковский и др.,
отмечают в среднем дошкольном возрасте новое, особое отношение детей к языковым
явлениям – ярко-выраженную реакцию на слово, интерес к нему, стремление
неоднократно воспроизвести его, обыграть, осмыслить. Поддержание и развитие детской
впечатлительности, интереса к слову – важная задача воспитателя, как сказал
С.Я. Маршак «…острая впечатлительность, чуткость к слову, живое воображение – и
есть то, что мы так ценим в читателях».
Комментариев нет:
Отправить комментарий